Электронная подпись используется уже не один год и является удобным способом взаимодействия между ИП/физлицами и налоговой.
Однако еще с 2019 года в правила пользования ЭЦП регулярно вносятся изменения, связанные с усилением средств защиты личных данных налогоплательщиков от мошенников, упрощением ведения электронного документооборота и оптимизацией работы самого налогового органа.
Ряд изменений был запланирован еще на 2022 год, но по ряду причин внедрение новых правил было перенесено на вторую половину 2023 года. Касаются они в основном порядка оформления и получения ЭП, а именно:
- подать заявку ЭЦП руководящее лицо компании или индивидуальный предприниматель может лишь в отделении ФНС или АУЦ (аккредитованном удостоверяющем центре), являющемся доверенным лицом налогового органа;
- генеральная ЭЦП оформляется только на руководящее лицо, сделать копию с такого ключа невозможно. Для остальных сотрудников, представляющих интересы компании или индивидуального предпринимателя (главного бухгалтера или менеджера по закупкам) выпускают личные сертификаты физического лица, имеющие силу второй подписи, либо МЧД (машиночитаемые доверенности).
Что такое электронная подпись
Электронная подпись (ЭЦП) является носителем цифрового идентификатора физического лица. Проще говоря – это аналог личной подписи, удостоверяющий личность. Таким образом, документы, подписанные ЭЦП, имеют юридическую силу собственноручно подписанного документа.
Какие виды ЭЦП доступны
Сейчас выпускают три вида ЭП, отличает их степень защиты информации.
Самая слабозащищенная ЭП – простая, она формируется в автоматическом режиме при регистрации в интернете на определенных ресурсах.
Второй вариант – неквалифицированная ЭП, предназначенная для обеспечения документооборота внутри предприятия, она имеет среднюю защиту.
Третья в списке – квалифицированная электронная подпись. Получить такую подпись можно либо в аккредитованном удостоверяющем центре, либо в отделении ФНС. Данная ЭЦП имеет самый высокий уровень защиты и подходит для обеспечения документооборота между организацией и налоговым органом. Выпустить такую подпись можно как на физлицо, тогда в сертификате ключа будут фигурировать только личные данные владельца ключа, так и на организацию (в таком случае ЭЦП выпускается на первое лицо компании, которое имеет право представлять организацию без доверенности).
Что нужно для получения
Чтобы получить ЭЦП нужно подать заявку на ее выпуск на портале ФНС или при личном обращении в удостоверяющий центр.
Физическое лицо
Для получения ЭП физическому лицу нужно подать сведения о:
- основном документе, удостоверяющем личность (паспорт);
- СНИЛС;
- ИНН.
Получить ЭЦП можно в аккредитованном Минцифры удостоверяющем центре (список ближайших к вам УЦ можно найти на портале ФНС).
Индивидуальный предприниматель
Для получения ЭЦП в качестве ИП нужны такие документы:
- Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- СНИЛС;
- ИНН;
- ОГРН.
Получить ЭЦП можно в отделении ФНС либо у ее доверенного лица (список доверенных лиц можно посмотреть на портале ФНС)